Enemy love is best love
Приходил мужик менять счетчики на воду. Перед ним надо было выдавать себя за хозяйку квартиры, т.к. она не хочет палиться с арендой. Как на грех, мастер попался жутко любопытный и разговорчивый. Его внимание привлекла иностранная фамилия, я наплела про отца-эмигранта и следующие полчаса отвечала на вопросы про него, стараясь, чтобы детали выглядели правдоподобно. Он слушал и задавал новые вопросы с таким энтузиазмом, что забывал заполнять свои бумаги, из-за чего время разговора дополнительно удлинялось. Правда, загадочная история папаши его настолько поразила, что он так и не поднял тему моего семейного положения - и то хлеб. Успел спросить только про работу (и так я стала медиевисткой-самозванкой) и зарплату.
В заключение мне пришлось восемь раз расписаться подписью, которую я только что придумала, следя, чтобы все восемь образцов были более-менее похожи. Нелегки шпионские будни.
В заключение мне пришлось восемь раз расписаться подписью, которую я только что придумала, следя, чтобы все восемь образцов были более-менее похожи. Нелегки шпионские будни.
А еще, прошу прощения за оффтоп, хотела бы спросить ваше (твое?) мнение по этому вопросу: themiskyra.diary.ru/p203204084.htm Там, увы, большинство комментов не по делу, а тема серьезная.
Ну и по поводу этого текста (zadolba.li/story/16927) хотела бы спросить. Некоторые аутичные люди и их близкие перепостили с положительными отзывами, а мне он не нравится, поскольку, во-первых, противоречит сам себе - автор призывает относиться к аутичным людям как к людям, но сам же пишет о них как об обезьянках в зоопарке. Во-вторых, надеюсь, там хоть имена изменены. Но не уверена. А в-третьих, не мешало бы у фигурантов разрешения спросить, прежде чем их когнитивные и сенсорные особенности в публичном доступе описывать. Хотя бы у тех, кто в принципе в состоянии осознанно согласиться. Но на то, что автор это сделал, я и не надеюсь: не настолько оптимистка. Ну и в четвертых, автор сам же выдал кучу мифов и просто неверных сведений об аутизме: на самом деле исполнительная дисфункция - НЕ проблема памяти, а аутичная отстраненность - НЕ вопрос желания или нежелания общаться (а вопрос все той же сенсорной (дез)интеграции). Короче, боюсь, вот именно из-за таких текстов люди, принадлежащие к уязвимым группам, становятся консерваторами и традиционалистами: у людей складывается впечатление, будто защита прав меньшинств - лицемерие и очередной изощренный способ самоутвердиться за их счет, а потому лучше уж консерватизм и традиционализм, хоть честнее. Как раз то, о чем ваш (твой?) давний текст про "Люби себя такой, какая ты есть". Но, может, я придираюсь?
Недоаспи Со Страшной Историей
В дискуссии по ссылке согласна скорее с вами, хотя я не эксперт. Сам дискурс ТС напоминает что-то из серии "а вдруг люди будут становиться геями и лесбиянками ради моды". Про текст на Задолбали тоже в целом согласна.
А какой мой текст вы имеете ввиду? С таким названием я вроде ничего не писала, а с таким посылом у меня много.
А, я-то вначале подумала, что вам надо было изображать, что квартира ваша. Еще удивилась - а возможно ли такое в принципе при проверке счетчиков, там же везде все записано?
В дискуссии по ссылке согласна скорее с вами, хотя я не эксперт. Сам дискурс ТС напоминает что-то из серии "а вдруг люди будут становиться геями и лесбиянками ради моды".
Там я и есть ТС и точно ничего подобного в виду не имела, но, видимо, и правда непонятно выразилась. Имела в виду как раз то, что причина чрезмерно распространенной самодиагностики гораздо сложнее и интереснее, чем обычное желание "выделиться" или "оправдать свою неуспешность". Мне скорее кажется, что те случаи самодиагностики, о которых говорят: "Фу, из-за моды", - на самом деле своего рода протест против приниженного положения какой-то другой социальной группы, к которой принадлежит конкретный самодиагностированный. Поскольку приниженное положение проявляется в том числе в невидимости синдрома Аспергера у членов этой группы.
А вот у некоторых комментаторов, к сожалению, очень много о "толпах людей, называющих себя аспи, привлекающих к себе внимание и оправдывающих свои недостатки".
С таким названием я вроде ничего не писала, а с таким посылом у меня много.
В старом ЖЖ было. Там не про этот посыл, а про ситуацию, когда он преподносится так, что на выходе получается прямо противоположное - "Не смей считать себя полноценным человеком". И там был пример с учителем обществознания, который оскорбляет учеников, чтобы заставить выучить параграф про право на достоинство, а в результате они начинают думать, что право на достоинство - сплошное лицемерие и ничего на практике не дает.
Согласна с вашими выводами. Вспомнила свой текст, да, на Задолбали похожее отношение.
В тексте на ЗадолбаЛи одно это "странные, но прекрасные" много говорит о реальном отношении автора к фигурантам: да почему "но"-то? Можно подумать, странное - это по умолчанию плохо! А вообще-то на самом деле данный текст меня особенно не злит. А интересует в том плане, о котором когда-то писала Вера. Вот у меня тоже есть привилегии перед некоторыми другими людьми и я хочу если заступаться за них, то правильно, а не так, что иногда лучше жевать. А для этого надо вспомнить ситуации, когда за меня (или мою угнетенную группу) заступались так, что мне это совершенно не понравилось, и проанализировать, что именно не понравилось, чтобы самой не делать этого по отношению к другим угнетенным людям и группам. Из данного текста выводы следующие: 1) нужно заботиться о конфиденциальности угнетенных, когда приводишь реальные примеры из их жизни, адресованные привилегированным, стараться никого не "аутить"; 2) нужно по возможности спрашивать разрешение на использование реальных жизненных ситуаций в качестве примеров; 3) нужно больше читать, что говорят сами угнетенные, а не судить об их мотивах со своей привилегированной колокольни.
Ну и, наверно, нужно было бы когда-нибудь придумать непатриархальное обозначение морального воздаяния за хорошие поступки - вот вместо "неуважения" или "невоспитанности" Лили Дюнкерк предлагает "удар по самооценке", а вместо "благодарности" - у меня пока идей нет.
Жалкин Уилсон да, мне нравятся ее книги, про Трейси читала.
Почему благодарность менее патриархальное понятие, чем уважение, мне тоже непонятно. Его тоже часто используют для подавления. Например, "жители колоний должны быть благодарны за цивилизацию, которую принес им белый человек". Да, из мыслей Трейси мне еще запомнилось "мне осточертело быть справедливой". Ну и вообще нравится как она изображена, из нее не пытаются сделать Идеального Угнетенного.
Про Аспергера, кстати, появились мысли, когда начала-таки смотреть сериал "Шерлок". Там как раз почти все его поведение эскплицитно приписывается "социопатии", которая мыслится там примерно как Аспергер, насколько я поняла. При этом многое из того, что он делает, не оправдывается никаким Аспергером, а просто является злонамеренным нарушением чужих границ и моральным насилием (например, высмеивает внешность женщин, которые ему ничего не сделали). Ну и это стремный ход со стороны сценаристов, который рисует образ не-нейротипика как во многом очень престижного и при этом постоянно делающего сомнительные этические вещи, которые ему нужно радостно прощать.
Извините "за поздние слова", оффлайн засосал.
Насчет Идеальных Угнетенных - вот этим мне еще Гюго нравится, что у него нет Идеальных Угнетенных, которые "не озлобились, несмотря ни на что", у него угнетенные (Квазимодо, маленькая Козетта...) неидеальны и очень даже озлоблены - и подчеркивается, что они достойны помощи и сочувствия нисколько не меньше, чем если бы не озлобились. Такое даже у современных правозащитников получается далеко не всегда.
Насчет Шерлока - если не ошибаюсь, ни сценаристы, ни режиссер, ни актеры не утверждали, что у Шерлока синдром Аспергера. То есть Бенедикт заявлял, что его герой slightly aspergerish, но это не медицинский диагноз, а разговорное выражение типа "шизанутый" или "депресняк". "Высокофункционирующим социопатом" Шерлок себя называет, но это прямая речь героя, и неизвестно, нужно ли воспринимать это всерьез. Где-то видела, что клинические психологи склонны считать его нарциссом. И да, сомнительные вещи Шерлоку прощаются не потому, что он (якобы) не нейротипик, а потому, что белый западный обеспеченный физически здоровый негомосексуальный цисгендерный мужчина. Людям с синдромом Аспергера при прочих равных никто не прощает больше, чем другим. Даже наоборот, к человеку с синдромом Аспергера при прочих равных требования выше (как и к любому угнетенному); довольно долго я думала, что "особый подход" и "специальная адаптация" (когда, например, говорят: "Если справка есть, будет и особый подход, и специальная адаптация, а если нет, то нет") - это не издеваться из-за стереотипий, стимминга и прочих вещей, в которых вообще-то нет ничего плохого и на которые теоретически имеет право и нейротипик (другое дело, что на практике нейротипику незачем).
Гюго для меня не самый яркий пример того, о чем вы пишете, но возможно, я недостаточно хорошо знаю контекст. А с кем вы сравниваете его в этом плане? Для меня он выделяется среди писателей его времени, писавших исторические романы, совершенно другим уровнем понимания историчности. В "Нотр-Даме" средневековое сознание находится в центре повествования, а не на полях в виде заметок "тогда так думали, а мы сейчас так не думаем", как у Дюма или Вальтера Скотта.
Про Шерлока - да,я понимаю условность темы с Аспергером, но мне кажется, что для зрителей это часто так выглядит, именно на бытовом, разговорном уровне. Согласна с вашими мыслями про привилегии БГМ.
Хотя бы с большинством русских классиков, так или иначе затрагивавших тему "отверженных, униженных и оскорбленных". С тем же Достоевским. Его довольно неприятно читать, если себя отождествлять со стигматизированными группами, а не с привилегированными. Я, например, согласна с вашим аргументом насчет сцены издевательств над лошадью - тем, кого, допустим, травили в школе, это только лишнее напоминание о пережитом. Ну и Сонечка Мармеладова - Идеальная Угнетенная, да. А у Гюго этого нет - его творчество может быть очень поддерживающим и для тех, кто себя отождествляет со стигматизированными группами. Кстати, вопреки расхожему мнению, Эсмеральда (книжная) неидеальна - она слишком любит выпендриваться, играть на публику, а кроме того, совершенно отвратительно разговаривает с Квазимодо.
В "Нотр-Даме" средневековое сознание находится в центре повествования, а не на полях в виде заметок "тогда так думали, а мы сейчас так не думаем", как у Дюма или Вальтера Скотта.
Да, это меня тоже в свое время немало поразило. И я заметила, что большинство фикрайтеров и просто читателей не понимают особенностей мышления средневековых людей. Многие удивляются, что Фролло цепляется за жизнь, боится и не хочет умирать - а ведь это логично, т. к. действие происходит в 15 веке, когда все верили в посмертное существование, рай или ад, и до представления о смерти как о вечном покое, до концепции "умереть = забыться и заснуть" было еще века полтора.
А противоречия нет потому, что, мне кажется, Гюго так и задумывал, что Фролло, с одной стороны, похож на Эсмеральду и Пакетту тем, что одержим одним конкретным человеком, а с другой стороны, отличается от них тем, что имеет власть. Поэтому его чувства и эмоции воспринимаются как великая трагедия, а чувства и эмоции Эсмеральды - как блажь и придурь, хотя это, в сущности, одни и те же чувства и эмоции. Эсмеральда ведь точно так же дала обет хранить девственность, но готова его нарушить, чтобы быть с возлюбленным... Было такое знаменитое феминистское эссе - "Если бы менструация была у мужчин, они бы считали себя героями, ежемесячно проливающими кровь". Так и тут, мне кажется, образ Фролло - эксперимент на тему "если бы "бабские" чувства и эмоции были свойственны сильным и статусным людям, эти же самые чувства и эмоции считались бы великой трагедией".
Про стокгольмский синдром согласна наполовину - думаю, часто он все же возникает, и этому не противоречит наличие у его объекта феминных черт. Его проявления можно видеть в том, что у фанаток даже очень немаскулинных героев увлечение ими обычно выражается вполне гетеронормативно. Например, они пишут фанфики, в которых немаскулинный (канонически) герой ведет себя гипермаскулинно. Или критикуют фанфики, где этого нет.
Про менструацию да))
Мне кажется, дело может быть еще и в том, что надо различать персонажей книжных канонов и персонажей фильмов и мюзиклов по мотивам. Те фанатки, у которых наблюдаются проявления стокгольмского синдрома и идентификации с маскулинной агрессией, чаще фанатеют все же от Фролло (или Призрака, или другого персонажа) из фильма или мюзикла. У Фролло из французского мюзикла типично маскулинная агрессия вполне присутствует, да и бросать священнослужение он не собирается, в отличие от книжного, канонного, которого очень сложно представить ведущим себя гипермаскулинно.